Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:
  • 394036, Воронежская область, город Воронеж, проспект Революции, дом 20
  • +7(473) 253-07-40, +7(473) 253-07-20, +7(473) 261-62-50
  • vgpgk@comch.ru

Жизнь колледжа

История колледжа

30-е годы

На основании постановления СНК РСФСР в здании на проспекте Революции, 20, Управление кинофикации при СНК РСФСР организует республиканские шестимесячные курсы киномехаников для звукового кино.
За время существования курсы дали стране 2100 квалифицированных механиков и кинотехников – целую армию работников культуры, которые помогали донести до широких масс даже отдаленных уголков страны важнейшее и самое массовое из искусств.
Руководство курсами осуществлял директор К.М. Шихеев, многое сделавший для развития нашего учебного заведения.

Проектор выпускал Государственный оптический завод (ныне «ЛОМО»).
Построенный специально в качестве передвижки, он имел максимально упрощенную и облегченную конструкцию, при перевозке размещался в чемодане. Создавая его, авторы А. Павский и А. Шелашев учитывали, что в то время рассчитывать на электроэнергию в деревнях, небольших городках не приходилось.

Аппарат снабдили маленькой динамо-машиной; киномеханик сам приводил ее в действие совместно с лентопротяжным механизмом. Динамо питало лампочку проекционного фонаря, что позволяло использовать аппарат в труднодоступных неэлектрофицированных районах страны, а также в районах освобожденных от фашистов в период Великой Отечественной войны.



40-е годы


В годы Великой Отечественной войны кинокурсы были эвакуированы на Дальний Восток, а преподаватели и учащиеся курсов защищали нашу Родину на полях сражения. Среди них были П.Д. Климов, Н.В. Лабезный, А.И. Пальцев, Г.П. Егоров, Ф.Я. Корнеев, Т.Я. Огиенко, Г.Н. Гаврилов, Н.Л. Бюллер и др.

Преподаватели отправились на фронт, захватив с собой киноаппараты и передвижную электростанцию (воздушного охлаждения). Наибольшей популярностью на фронтах Великой Отечественной войны пользовался первый советский звуковой узкопленочный (16 мм) кинопроектор 16-ЗП.
Производились аппараты 16-ЗП в основном Ленинградским заводом КИНАП (впоследствии вошел в состав ЛОМО) и некоторыми другими заводами в СССР. Станины не имел, был вмонтирован в деревянный чемодан, что улучшало его звукоизоляцию.

Преподаватели отправились на фронт, захватив с собой киноаппараты и передвижную электростанцию (воздушного охлаждения). Наибольшей популярностью на фронтах Великой Отечественной войны пользовался первый советский звуковой узкопленочный (16 мм) кинопроектор 16-ЗП.
Производились аппараты 16-ЗП в основном Ленинградским заводом КИНАП (впоследствии вошел в состав ЛОМО) и некоторыми другими заводами в СССР. Станины не имел, был вмонтирован в деревянный чемодан, что улучшало его звукоизоляцию.

После освобождения Воронежа возвратившиеся с войны сотрудники и учащиеся принялись за восстановление разрушенного здания из руин и пепла. Курсы в этот период были переименованы в ФЗУ № 23.
Занятия велись в разрушенных аудиториях, поэтому все усилия были брошены на восстановление здания.



Восстановление разрушенного здания и возобновление занятий ставились как первоочередные задачи перед новым директором уже Воронежской школы киномехаников В.И. Филином (1946–1951 г.г.).
В школе киномехаников велась подготовка по специальностям «Киномеханик общего профиля» и «Помощник киномеханика». Численность учащихся составляла около 500 человек.
В 1947 г. школу киномехаников окончил самый знаменитый ее выпускник – Василий Михайлович Песков (1930 - 2013 гг.), впоследствии ставший известным фотокорреспондентом, журналистом и писателем.
В конце 40-х годов возвратился в Воронеж Шихеев Корней Михайлович. После войны его направили на работу в Швецию и лишь после этого он был назначен вновь директором теперь уже школы киномехаников. Директором был недолго, и в 1950 году его сменил Пусков Юрий Сергеевич, проработавший до 1956 г. (до отъезда на Украину).

Привычный ныне вид здание школы киномехаников приняло в 1950 г. Проект реконструкции принадлежал инженеру Владимиру Петровичу Глотову – он в ту пору работал в творческой мастерской при управлении главного архитектора Воронежа. С благодарностью вспоминал он о том, как пользовался советами Н.В. Троицкого: ведь следовало увязать проект с реконструируемым тогда зданием управления ЮВЖД. А еще надо было предоставить заказчику максимум полезных площадей: оттого и получились узенькие переходы и небольшое фойе.

Таким образом, уже к концу 40-х годов вшколе киномехаников были созданы все условия для успешной учёбы: лаборатории и мастерские оборудованы по последнему слову техники, а учащиеся обучались на всех видах действующей в те времена киноаппаратуры.



50-е годы


В 1950-х годах Воронежская школа киномехаников успешно продолжила подготовку специалистов для кинотеатров Советского Союза. В школе обучались представители Украинской ССР, Азербайджанской ССР, Белорусской ССР и многих регионов РСФСР.

Школа находилась в подчинении Министерства культуры РСФСР. 
Согласно приказу Министерства план набора в школу во второй половине 1950-х годов составлял 17 групп по 30 человек.

Освоить свою будущую профессию учащимся помогал квалифицированный инженерно-педагогический коллектив. Большой вклад в развитие школы киномехаников внесли ее директора – Ю.С. Пусков (1951–1956 гг.) и Л .М. Дудас (1956–1962 гг.).

Освоить свою будущую профессию учащимся помогал квалифицированный инженерно-педагогический коллектив. Большой вклад в развитие школы киномехаников внесли ее директора – Ю.С. Пусков (1951–1956 гг.) и Л .М. Дудас (1956–1962 гг.).

Большое внимание в школе киномехаников уделялось воспитанию учащихся: в библиотеке проводились диспуты, конференции, работали 10 кружков и секций, по пятницам в кинозале демонстрировались кинофильмы, ежемесячно проводились вечера отдыха.



1954–1962 гг. Воронежский кинотехникум



В истории нашего учебного заведения был уникальный период, когда в одном здании существовали два учебных заведения. С 1954 по 1962 год в помещении Воронежской школы киномехаников размещался Воронежский кинотехникум.

Прежде чем мы продолжим рассказ о нашем учебном заведении в 1950-х годах, необходимо вернуться немного назад. До Великой Отечественной войны в Воронеже работал кинотехникум. Его местоположение и история, к сожалению, нам неизвестны. Сохранилось документальное свидетельство о его существовании – «Постановление СНК СССР от 04.09.1938 г.».

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 сентября 1938 г. N 965

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О КОМИТЕТЕ ПО ДЕЛАМ КИНЕМАТОГРАФИИ
ПРИ СОВЕТЕ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СОЮЗА ССР


Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляет:
1. Утвердить "Положение о Комитете по делам кинематографии при Совете Народных Комиссаров Союза ССР".
2. Внести следующие изменения и дополнения в перечень предприятий, учреждений и организаций союзного значения, входящих в состав Комитета по делам кинематографии, утвержденный СНК Союза ССР 23 марта 1938 года (Собр. Пост. СССР, 1938, N 13, ст. 81):
а) Казанский новостроящийся кинохимический комбинат по производству кинопленки, желатина и др. подчинить Главному Управлению кинопленочной промышленности;
б) Трест по строительству Казанского кинохимического комбината ("Казкинохимстрой") подчинить Управлению капитального строительства;
в) образовать в ведении Управления капитального строительства Всесоюзный трест по проектированию предприятий кинопромышленности и кинотеатров ("Союзкинопроект");
г) дополнить указанный выше перечень следующими учреждениями и предприятиями:

По Управлению учебными заведениями

1. Ленинградский кинотехникум;
2. Ростовский на Дону кинотехникум;
3. Воронежский кинотехникум;
4. Витебский кинотехникум;
5. Киевский кинотехникум;
6. Актерская киношкола при Тбилисской киностудии художественных фильмов.


В том же 1938 г. был издан приказ о слиянии Ростовского и Воронежского кинотехникумов, после чего, вероятно, все учебное оборудование перевезли в Ростов-на-Дону.

Воронежский кинотехникум был возрожден в 1954 году. 
Так же как и школа киномехаников, он находился в ведении Министерства культуры РСФСР. 
В 1956 г. был передан в подчинение Воронежскому областному управления культуры. (Постановление Совмина РСФСР от 04.07.1956 № 451 "О дальнейшем улучшении структуры и сокращении численности управленческого персонала центрального аппарата Министерства культуры РСФСР и подведомственных Министерству предприятий, учреждений и организаций").
Директором кинотехникума был А. П. Капустин. 
Численность учащихся доходила до 245 человек. Срок обучения составлял от 2 лет 6 месяцев (на базе 10 классов) до 4 лет 6 месяцев (на базе 7 классов). 
Выпускники получали диплом специалистов по эксплуатации и оборудованию киноустановок.

В кинотехникуме было оборудовано 9 аудиторий для теоретического обучения и 11 лабораторий и учебных кабинетов.


Большое внимание уделялось в техникуме внеклассной работе. В техникуме работали кружки и спортивные секции.
Выпускница кинотехникума Анна Ивановна Казарцева вспоминает: «Учиться было интересно. Большинство учащихся были молодыми ребятами, практически подростками. Среди них выделялись более взрослые фронтовики, некоторые вернулись с фронта инвалидами.

Кинотехникум располагал просмотровым залом, где демонстрировалось много разных фильмов, в том числе трофейных. На просмотры приходили студенты Воронежского государственного университета, который располагался рядом. А они приглашали к себе учащихся кинотехникума на различные концерты».

Многие выпускники Воронежского кинотехникума стали выдающимися учеными, изобретателями, известными организаторами кинопроцесса.Одним из самых успешных выпускников кинотехникума является Леонид Станиславович Веракса, доцент кафедры менеджмента кино и ТВ ВГИКа, заслуженный работник культуры Российской Федерации. В 1980–1982 гг. он руководил В/О “Союзкинофонд”. В 1989 г. стал генеральным директором Межгосударственного центра “Союзкинорынок”. С 2003 г. — экономист-аналитик Главного информационно-вычислительного центра Министерства культуры и средств массовой информации РФ.


О студенческих годах с теплотой вспоминает еще один известный выпускник техникума 1961 г., заслуженный изобретатель Российской Федерации, участник действий подразделений особого риска Вооруженных сил Василий Арсентьевич Цымбалист:«В июне 1957 года, прочитав в газете «Брянский рабочий» о наборе в Воронежский кинотехникум, без промедления принял решение: «Надо поступать».
В техникуме встретил Либа Юлия Ефимовича и Шера Владимира Борисовича, которые учили меня в Болховской школе киномехаников. В.Б. Шер был замдиректора техникума Капустина А.П. по учебной работе и преподавал электронную технику. Многие преподаватели окончили Ленинградский институт киноинженеров. Были в техникуме преподаватели, например, Тихомиров Леонид Викторович, которые окончили один вуз до революции, а второй – после революции».


«Стипендию в техникуме давали 23-го числа и за три двойки по текущей успеваемости не выдавали за месяц стипендию полностью, а за одну двойку – 25%, за две – 50%. Так что учащиеся старались не нести материальное и моральное наказание.
В техникуме учащиеся получали хорошие знания. На третьем и четвертом курсах изучали, например, электронику, теоретические основы электротехники, электрические машины и другие предметы, которые потом были нужны при работе и учебе в институте».


Одним из преподавателей фотографии и руководителем фото- и кинокружка кинотехникума был Сталь Никанорович Пензин, ставший впоследствии известным киноведом и кинокритиком.


С.И. Пензин – один из зачинателей движения медиаобразования в России, член Союза кинематографистов России, Гильдии киноведов и кинокритиков России, член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, лауреат Премии Союза кинематографистов по кинокритике (1987), лауреат Премии гильдии киноведов и критиков России (2002). Печатался в научных сборниках, журналах «Советский экран», «Культурно-просветительная работа», «Искусство кино», «Киномеханик», «Подъем», в газетах «СК-Новости», «Учительская газета», «Семья», «Аргументы и факты», «Антенна», в воронежской прессе и др. Автор нескольких монографий, посвященных проблемам теории киноискусства, кинообразования в школе и вузе, эстетического воспитания, киноклубного движения.

В 1962 г. состоялся последний выпуск Воронежского кинотехникума, после чего он был переведен на Дальний Восток (предположительно, в г. Находку, где с 1960 г. уже существовал филиал Дальневосточного кинотехникума).


60-е годы

После закрытия Воронежского кинотехникума в здании на проспекте Революции, 20, в 1960-х годах продолжила свою работу Воронежская школа киномехаников.
Школа оставалась отраслевым учебным заведением, ведущим подготовку специалистов для всех регионов РСФСР.

Она имела уникальную материально-техническую базу: кабинеты и мастерские были оснащены всеми образцами кинооборудования.

Прежде чем мы продолжим рассказ о школе киномехаников, необходимо привести некоторые статистические данные 1960-х годов:

  • Среднее количество зрителей на сеанс в СССР – 120 человек.
  • Средняя цена билета в кинотеатре – 25 копеек (40-50 центов США по существующему в то время курсу рубля к доллару).
  • Лидер отечественного кинопроката 1962 г. – кинофильм «Человек-амфибия» (более 70 млн. зрителей).
  • Количество киноустановок в СССР – более 150 000 штук, из них в РСФСР – более 90 000.
Для обслуживания такого огромного количество киноустановок соответственно требовались опытные кадры. Воронежская школа киномехаников ежедневно выпускала до 25 групп.


С 1962 г. школу, а в дальнейшем и ТУ № 16, надолго возглавила Татьяна Яковлевна Огиенко, внесшая большой вклад в развитие учебного заведения. 
Во время Великой Отечественной войны семнадцатилетней девушкой она ушла добровольно в походный госпиталь Воронежского фронта. С госпиталем дошла до Германии. После окончания войны окончила Киевский институт инженеров.


Кроме подготовки обычных групп, в 1960-х годах Воронежская школа киномехаников обучала специалистов для Вооруженных сил Советского Союза. Выпускники школы обслуживали воинские части и гарнизонные дома офицеров.

Наряду с опытными мастерами производственного обучения и преподавателями, такими как Л.В. Тихомиров, Е.М. Володина, П.К. Харин, Ф.Я. Корнеев, в 1960-х годах в школу пришли молодые специалисты: И.А. Зацепилин, М.П. Алипатов(оба выпускники Воронежского кинотехникума), Ю.С. Алипатова и многие другие.

В 1960-е годы в кинотеатрах были распространены кинопроекторы модельного ряда КПТ (кинопроектор театральный). Модель КПТ-1 была предназначена для демонстрирования 35 мм обычных фильмов с фотографической записью звука. Осветительная система кинопроектора состояла из источника света (дуги высокой интенсивности горения) и асферического отражателя.


Воронежская школа киномехаников просуществовала до 1972 г. 
В связи с переходом из Госкино СССР в систему профтехобразования она была преобразована в ПТУ № 16.


70-е годы



В 1972 году на основании Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23.06.1972 г. «О дальнейшем совершенствовании системы профессионально-технического образования» Воронежская школа киномехаников была передана в ведение Государственного комитета Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию и преобразована в техническое училище № 16.

В постановлении отмечалось: «Советская профтехшкола призвана готовить всесторонне развитых, технически образованных молодых рабочих, идейно стойких, владеющих профессиональным мастерством, способных осваивать и совершенствовать новую технику, приумножать революционные и трудовые традиции рабочего класса, идущего в авангарде строителей коммунизма».

Прежде чем мы продолжим рассказ о техническом училище № 16, необходимо напомнить о системе професиионально-техничского образования СССР.
С конца 1960-х годов в нашей стране началось развитие ПТУ, которые наряду с рабочей профессией давали общее среднее образование (принимались выпускники восьмилетней школы). Средние ПТУ становятся одним из перспективных путей осуществления всеобщего среднего образования. 
В ТУ производственное обучение чередовалось с теоретическим. В средних ПТУ на изучение общеобразовательных дисциплин отводится около 40 % учебного времени, специальных — около 20 %, на производственное обучение — 40%, в технических училищах и обычных ПТУ (для окончивших среднюю школу) соответственно — 10, 20, 70 %.
Характерной чертой советской системы профтехобразования была тесная связь учебных заведений с предприятиями. Базовые предприятия выделяли училищам оборудование, материалы и инструменты, предоставляли места для проведения производственной практики в цехах предприятия и др. Окончившие училища направлялись, как правило, на предприятия, где они прошли производственную практику.
Мастера производственного обучения один раз в 5 лет проходили стажировку на предприятиях.
Учебные пособия и оборудование для ПТУ выпускал Всесоюзный трест производственных предприятий Государственного комитета Совета Министров СССР по профтехобразованию, учебники и другую учебную литературу – издательство «Высшая школа» и ряд других центральных издательств. 
С 1959 на ВДНХ в Москве работал постоянно действующий павильон «Профессионально-техническое образование». Издавался ежемесячный журнал «Профессионально-техническое образование».

Получило развитие техническое и художественное творчество учащихся профтехучилищ. В 1974 г. в различных коллективах художественной самодеятельности и технических кружках занималось свыше 60 % учащихся. 
Физкультурно-спортивную работу организовывало Всесоюзное добровольное спортивное общество «Трудовые резервы».

Однако вернемся к рассказу о ТУ № 16.
Директором училища на протяжении всех 1970-х годов годах оставалась Татьяна Яковлевна Огиенко.

Об учебе в училище вспоминает выпускник 1973 г. Виктор Крапивкин: «ГПТУ-16 было единственной школой киномехаников во всей ЦЧО. Школа была образована 1 апреля 1934 года. С 1 сентября 1972-го школа вошла в систему профтехобразования. После годичного обучения из училища выходили специалисты с удостоверением «киномеханик II категории» и аттестатом с оценками по изучаемым предметам: “Кинотехника”, “Электротехника”, “Усилительные устройства”, “Организация работы киносети”, “Техника безопасности” и другие.

Оснащённость технических кабинетов отвечала самым современным требованиям своего времени. Классным руководителем нашей группы был Перетятько Иван Иванович, мастером производственного обучения – Лазебный Николай Васильевич. Вообще в училище была замечательная когорта преподавателей во главе с директором Огиенко Татьяной Яковлевной.

11 месяцев обучения, из которых 42 дня практики на киноустановках по месту жительства, пролетели довольно скоро. За это время мы, получив необходимые знания и навыки, жаждали скорее влиться в ряды армии киномехаников, чтобы собственными руками нести в массы то самое “важнейшее из искусств”, по меткому выражению вождя революции, которым у нас являлось кино».


Наряду с киномеханиками в учебном заведении в этот период стали готовить специалистов по рабочим профессиям в области микро- и радиоэлектроники для крупнейших предприятий Воронежа: НПО «Электроника», ПО «Полюс», «Электросигнал», «Процессор».

В этот период в училище велось обучение по трем профессиям: монтажник и регулировщик радиоаппаратуры, оператор фотолитографии и сборщик микросхем. В училище была создана база для теоретического обучения. 
На заводах предоставлялись учебные цеха и участки, выделялись кадры преподавателей и мастеров производственного обучения, наставники на производстве из числа лучших рабочих. Училище участвовало в выполнении государственного плана предприятий.

В экспозиции музея колледжа «Стоп-кадр» хранятся уникальные экспонаты – первые советские видеомагнитофоны «Электроника-501-видео», «Электроника-505-видео», «Электроника-509-видео». Элементную базу, используемую в этих изделиях, собирали выпускники ТУ № 16.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВИДЕОМАГНИТОФОНА «ЭЛЕКТРОНИКА-501-ВИДЕО»

Катушечный бытовой видеомагнитофон типа НВМ.
Годы выпуска: 1974—1977;
Запись производится на хромдиоксидную магнитную ленту шириной 12,7 мм (1/2 дюйма) и толщиной не более 27,5 мкм. 
Видеомагнитофон обеспечивает:
- запись звука и черно-белого видео с телевизора или видеокамеры;
- наложение звукового сопровождения на ранее сделанную запись с помощью микрофона;
- воспроизведение видео на экране видеокамеры и звука через наушники или с помощью телевизора;
- воспроизведение стоп-кадра на экранах телевизора или видеокамеры;
- стирание звука и видео;
- ускоренную перемотку ленты в обоих направлениях.
Комплект состоит из видеомагнитофона, телевизионной камеры и выносного БП, который используется и для зарядки аккумулятора. 
Габаритные размеры ВМ: 280×309×162 мм, его вес с батареей питания 9 кг.

К концу десятилетия техническое училище № 16 стало базовым учебным заведением по подготовке рабочих кадров для системы Госкино СССР и крупнейших наукоёмких предприятий микро- и радиоэлектронного профиля г. Воронежа.


80-е годы



Итак, 1980-е годы. ТУ № 16 остается ведущим заведением профессионального образования по подготовке киномехаников и рабочих для радиоэлектронных предприятий региона. Училище находилось в подчинении Воронежского областного управления профессионально-технического образования Главного управления профтехобразования при Совете Министров РСФСР.

Закономерным итогом деятельности учебного заведения стало присуждение премии ВЦСПС с вручением диплома коллективу ТУ № 16 за достижение лучших результатов в учебно-воспитательной работе за 1981 г.

В феврале 1983 г. директора Огиенко Татьяну Яковлевну сменяет Ефименко Зоя Михайловна, которая будет возглавлять училище до 1989 г.

В этот период заместителем директора по учебно-производственной работе руководителя учебного заведения остается Эмиль Осипович Антипко, а на должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе в марте 1983 г. назначается секретарь комсомольской организации ТУ № 16 Людмила Ивановна Кочегарова (Анищева).

В сентябре 1984 г. ТУ № 16 было переименовано в СПТУ № 16.

В эти годы в училище складывается сплоченный коллектив сотрудников, среди которых в первую очередь вспоминаются мастера производственного обучения: Н.В. Лазебный, А.Н. Применко, Н.М. Пономарев, С.М. Нежельская, А.А. Эктов, Н.П. Хрулева, И.А. Онянова (Низовая), М.Н. Романенкова, И.А. Зацепилин; преподаватели: Ю.С. Алипатова, И.Ф. Аксинин, Л.А. Липатникова, Г.И. Корпусенко, Л.В. Павкина, В.Г. Низовой и многие другие.

На нижней фотографии запечатлен И.А. Зацепилин, мастер производственного обучения СПТУ № 16, на всю жизнь связавший свою трудовую деятельность с нашим учебным заведением. За самоотверженный и высокопроизводительный долголетний труд в 1986 г. Иван Алексеевич был награжден Орденом Трудовой Славы 3-й степени.

В 1985 г. в СССР начинаются реформы: в стране объявляется курс на ускорение, перестройку и новое мышление. 
Изменяются и условия функционирования СПТУ № 16. Если до этого взаимоотношения с предприятиями регулировались «Положением о базовом предприятии», то теперь нужно было освоить иную технологию партнерства: перейти от планирования по заданию «сверху» к планированию на основе прямых договорных связей с производством. 
На предприятиях партнеров создаются новые мастерские для обучения монтажников радиоаппаратуры, сборщиков микросхем и операторов фотолитографии.

Предприятия также обеспечивают училище инженерно-педагогическими кадрами. Необходимо с благодарностью вспомнить заместителя генерального директора ПО «Полюс» В.Т. Аксенова, который отвечал за взаимодействие с СПТУ № 16. 
Наиболее квалифицированные специалисты предприятий обучались на среднетехническом факультете Воронежского политехнического института и затем назначались мастерами по массовой подготовке молодых рабочих радиотехнических профессий для нужд предприятия на базе СПТУ № 16.

На фотографии урок ведет преподаватель Т.В. Климанова, создатель первого компьютерного класса в нашем учебном заведении. Впоследствии Татьяна Викторовна возглавит цикловую комиссию вычислительной техники, а в 2000 г. станет первой заведующей отделением вычислительной техники ВГПГК.

Наряду с учебным процессом в училище большое внимание уделялось внеурочной воспитательной работе. На фотографиях ниже отражены фрагменты из внеурочной жизни учащихся и сотрудников учебного заведения 1980-х годов.

В 1989 г. З.М. Ефименко переходит на другую работу, и училище непродолжительный период возглавляет Шустова Галина Сергеевна.
В мае 1990 г. руководителем СПТУ № 16 становится Анищева Людмила Ивановна, и в развитии нашего учебного заведения начинается новый этап, которому мы посвятим следующий исторический очерк.


90-е годы

В 1989 г. в CCCР начинается экспериментальная подготовка рабочих и техников повышенного уровня квалификации в высших профессиональных училищах (ВПУ), которые отличает широта профиля подготовки, формирование знаний и умений по информационным технологиям и дисциплинам экономического направления. Такие учебные заведения создаются Москве, Ленинграде, Ростове-на-Дону, Воронеже и других городах страны.

На основании приказа Министерства образования РСФСР от 08.05.1991 г. № 140 и приказа управления народного образования Воронежского облисполкома от 29.07.1991 г. № 1396 СПТУ № 16 реорганизуется в Высшее профессиональное училище № 16 – технический лицей.

Перед коллективом лицея под руководством нового директора Людмилы Ивановны Анищевой встают задачи по подготовке конкурентоспособных специалистов повышенного уровня квалификации

В этот период коренным образом меняется содержание образовательного и воспитательного процессов, повышается уровень подготовки специалистов. В лицеи уже ведется подготовка учащихся по учебным планам специальностей, соответствующих по структуре и содержанию подготовке специалистов со средним профессиональным образованием. Например, подготовка по специальности «Коммерция» начинается в 1993 г.

В 1994 году на базе лицея возникает новый тип учебного заведения – Воронежский индустриально-педагогический колледж (ВИПК). Приказ Министерства образования Российской Федерации № 184 о создании колледжа был подписан 3 июня 1994 г. Колледж становится 57 подобным учебным заведением в системе профтехобразования РФ.

В ВИПК начинается подготовка студентов по пяти специальностям:

  • «Радиоаппаратостроение»;
  • «Микроэлектроника и полупроводниковые приборы»;
  • «Профессиональное обучение»;
  • «Аудиовизуальная техника»;
  • «Коммерция».

Студенты первых двух специальностей объединяют в отделение радиоэлектроники, а две последних специальности закрепляются за отделением экономики. Заведующим отделением назначается Татьяна Павловна Томилина.

Подготовка по специальности «Профессиональное обучение» в тот период была предусмотрена только на повышенном уровне (после окончания студентами базового уровня обучения) и первый набор будет осуществлен только в 1997 г. 
После открытия новой специальности «Бухгалтерский учет и контроль» происходит перераспределение специальностей и реорганизация отделений: «Аудиовизульная техника» закрепляется за отделением радиоэлектроники и аудиовизуальной техники, которое возглавил Сергей Николаевич Александров.

В 1995 г. колледж проходит государственное лицензирование в Министерстве образования Российской Федерации и получает право образовательной деятельности по перспективным специальностям среднего профессионального образования и рабочим профессиям. 
В этом же году в колледже начинается подготовка студентов по заочной форме обучения (специальности «Радиоаппаратостроение», «Коммерция»). Курирует заочное обучение в этот период методист Вера Петровна Ильина. 
В 2000 г., связи с расширением спектра специальностей, в колледже создается отделение заочного обучения (первый заведующий отделением – Юлия Сергеевна Алипатова).

Таким образом, к 1997 году Воронежский индустриально-педагогический колледж, сохраняя лицейскую начальную профессиональную подготовку, утверждается в системе среднего профессионального образования и создает внутриколледжную форму многоуровневой подготовки студентов.

В мае 1997 г. в колледже по очной форме обучения обучаются 790 человек, по заочной форме – 72 человека.
В том числе по специальностям:

Очное обучение:
2003 «Радиоаппаратостроение» – 213;
2001 «Микроэлектроника и полупроводниковые приборы» – 35;
2014 «Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники» – 34;
2013 «Аудиовизуальная техника» – 84;
2201 «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети» – 16;
0608 «Коммерция» – 408.

Заочное обучение:
2003 «Радиоаппаратостроение» – 12;
0608 «Коммерция» – 60.

В группах с частичной компенсацией обучается 75 человек (специальность «Коммерция»).

По итогам приемной кампании 1997 г. конкурс составил 2,4 человека на одно место по очной форме обучения и 1,2 человека на место по заочной форме обучения.

В этот период колледж также ведет подготовку студентов по следующим рабочим профессиям:
- секретарь-референт;
- монтажник радиоэлектронной аппаратуры;
- киномеханик второй категории;
- оператор прецизионной фотолитографии.



Учебно-методическая работа колледжа по реализации образовательных стандартов в этот период планировали, координировали и оценивали 8 цикловых методических комиссий (ЦМК):

  • гуманитарной подготовки (председатель Чурсин А.Н.);
  • общеобразовательных дисциплин (председатель Канищева Л.И.);
  • общетехнических дисциплин (председатель Пьянкова В.В.);
  • аудиовизуальной техники (председатель Алипатова Ю.С.);
  • радиоэлектроники (председатель Усачева А.И.);
  • вычислительной техники (председатель Климанова Т.В.);
  • экономики (председатель Кретова Л.Е.);
  • психолого-педагогической подготовки (председатель Волкова Т.И.).
ля обеспечения учебно-воспитательного процесса в колледже функционируют методический совет, совет физкультуры, гуманитарно-просветительский центр «Родник», столовая, информационно-методический центр, а также инновационные структурные подразделения, ранее не существовавшие в учреждениях СПО РФ: психологическая служба, учебный научно-производственный центр и вычислительный центр.

В 1996 году отделение радиоэлектроники и аудиовизуальной техники начинает подготовку специалистов в области информационных технологий – набирается первая группа по специальности «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети». Соответственно, отделение переименовывается в отделение радиоэлектроники и вычислительной техники. 
Уровень информатизации образовательного процесса того времени хорошо иллюстрирует фрагмент из статьи преподавателя ЦМК вычислительной техники Калашниковой Веры Александровны «Век компьютерных технологий» (газета «Колледж-пресс», октябрь 1999 г.):

«…Еще каких-то 5 лет назад (в 1994 г. ) в нашем колледже для обучения студентов использовались три компьютерных кабинета, в которых размещались:

  • персональные компьютеры на базе процессоров Intel 80286 и 80386;
  • компьютеры Электроника МС-0511 (дисплейный класс УК-НЦ);
  • IBM совместимые компьютеры «Искра».

Эти компьютерные классы постоянно модернизируются. И на сегодняшний день мы имеем три кабинета, которые вполне соответствуют уровню развития компьютерных технологий – персональные компьютеры на базе процессоров Intel Pentium, Intel Pentium-II, Intel 80486.

В 1999 году был первый выпуск студентов специальности «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети», которые на защите дипломных проектов продемонстрировали отличные знания и умения…».

Историческая справка.
Электроника МС 0511 (также известный под названием УК-НЦ – «Учебный компьютер Научного Центра») – советский учебный компьютер, лежащий в основе учебного вычислительного комплекса «Электроника МС 0202». Разработан в НПО «Научный центр», г. Зеленоград.
Выпускался серийно с конца 1987 года, всего было выпущено около 310 000 ЭВМ, основная масса машин изготовлялась в Зеленограде и Солнечногорске. 
Было сформировано и поставлено около 22 000 классов УК-НЦ. 
В 1991 году выпуск машин был прекращён из-за снижения спроса начались первые поставки КУВТ на базе IBM PC-совместимых компьютеров.
Программное обеспечение УК-НЦ включало в себя:
операционная система — РАФОС, РУДОС, ФОДОС (клоны RT-11) ;
управляющая программа локальной сети, для загрузки программ с РМП на РМУ через сеть;
языки программирования — Бейсик, Turbo Basic, Паскаль, Фортран;
прикладные программы — текстовые редакторы, электронная таблица, учебная СУБД;
обучающие программы по школьным предметам и др.


В 1997 году на основании приказа Министерства общего и профессионального образования РФ №2319 от 20.11.97 ВГИПК был переименован в Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж.

В этом же году, в связи началом подготовки по программе повышенного уровня по специальности «Профессиональное обучение» и набором абитуриентов по новой специальности «Социальная педагогика», в колледже создается отделение социальной педагогики (первый заведующий отделением – Надежда Петровна Хрулева). Также создается первая кафедра колледжа – кафедра педагогики, психологии и методики обучения, которую возглавляет Ольга Яковлевна Емельянова.

В соответствии с приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 6 апреля 1998 г. № 874 колледж признается аттестованным по специальностям и направления подготовки (сертификат о государственной аттестации № 1271 от 06.04.98 г.).

На новый уровень выходит воспитательная и внеурочная деятельность.
В колледже успешно работает центр эстетического воспитания, которым руководит Ефремов Г.М. Он организует и координирует работу хоровой студии, фольклорного ансамбля, театра-студии КВН, клуба самодеятельной песни, студии гитарной музыки, вокально-инструментального ансамбля, изостудии, камерный ансамбль старинной музыки. Руководителями коллективов являются главный хормейстер Воронежского Государственного Академического народного хора Федор Анатольевич Андреев (Хоровая студия), Заслуженный артист России, актер Воронежского академического театра драмы им. А.В. Кольцова Сергей Викторович Карпов (Театр-студия КВН).
В 1997 г. в центре эстетического воспитания занимаются 128 студентов колледжа.

Во второй половине 1990- х годов создаются символы учебного заведения: гимн и эмблема коллежа. Автор слов и музыки гимна – преподаватель Низова (Лылова) Ирина Афанасьевна.


Эмблема колледжа включила в себя стилизованную аббревиатуры и заставки, которая отражает профиль учебного заведения: киноплёнка, страницы развёрнутой книги, микросхема. Автором эмблемы стал художник Лисаконов Николай Тимофеевич, член Союза художников СССР с 1980 г.


С 1998 года в колледже начинает реализовывать модель инновационного регионального колледжа. В апреле приказом Минобразования России создается филиал колледжа в г. Богучаре. Учебный процесс в филиале изначально организовывается на 4 учебно-производственных площадках: Богучарской средней общеобразовательной школе № 2, ОАО «Завод «Юпитер», профессиональном училище № 18 и Подколодновской средней общеобразовательной школе.

В 1999 году продолжается процесс трансформации цикловых методических комиссий в кафедры колледжа: образуются кафедры электроники, экономики и общеобразовательных дисциплин.

В 2000 году в связи с увеличение количества студентов обучающихся по специальности «Вычислительные машины, комплексы системы и сети» и планируемым открытием новой специальности в колледже создается отделение вычислительной техники, которое возглавляет бывший председатель ЦМК вычислительной техники Климанова Татьяна Викторовна. Одновременно ЦМК вычислительной техники реорганизуется в кафедру (первый заведующи кафедрой – Василий Тихонович Грищенко).

Первый заведующий отделением вычислительной техники Климанова Татьяна Викторовна в жюри конкурса рефератов по информатике, 2000 г.

Зеркалом, способным отражать этапы модернизации нашего учебного заведения, стали научно-практические конференции, проводимые на постоянной основе в колледже с 1997 г.

В 1990-х годах были проведены следующие Всероссийские научно-практические конференции:

  • «Реализация программ многоуровневого среднего профессионального образования», 1997 г.
  • «Реализация государственных образовательных стандартов в многоуровневой системе среднего профессионального образования», 1998 г.
  • «Проблемы развития региональной многоуровневой системы профессионального образования в современных социально-экономических условиях», 1999 г.
  • «Проблемы совершенствования подготовки специалистов в многоуровневой системе профессионального образования», 2000 г.

Закономерным результатом успешного преобразования учебного заведения по траектории ПТУ-лицей-колледж становится защита диссертации по теме «Преобразование педагогического руководства в многоуровневой системе среднего профессионального образования» и присуждение ученой степени кандидата педагогических наук директору колледжа Людмиле Ивановне Анищевой.


Осенью 1999 г. учебное заведение торжественно отметило свое 65-летие.
К этому событию был создан юбилейный видеофильм, который уже сам стал историей.


Таким образом, к концу XX века Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж представлял собой хорошо оснащенное среднее профессиональное учебное заведение, которое сочетало общеобразовательную, техническую, методическую и педагогическую подготовку специалистов для системы начального профессионального образования, образовательных учреждений дополнительного образования, учреждений подготовки и переподготовки незанятого населения и инвалидов, а также для предприятий различных отраслей города Воронежа и Центрально-Черноземного региона.



С мая 1990 года по февраль 2010 г. и с апреля 2011 г. по март 2018 г. учебное заведение возглавляла Л.И. Анищева.

Людмила Ивановна Анищева – заслуженный учитель профтехобразования Российской Федерации, доктор педагогических наук. За личный вклад в развитие российского образования она награждена нагрудным знаком «Почетный работник среднего профессионального образования Российской Федерации, орденом Дружбы, памятной медалью «Энциклопедия «Лучшие люди России», почетным знаком «Директор – 2007», «Директор – 2008» и «Директор – 2011-2017».

Началось быстрое и эффективное развитие учебного заведения. Коллектив ПУ № 16 приступил к его модернизации – созданию инновационного учреждения нового типа, способного готовить специалистов разного уровня по запросам предприятий и организаций. В 1991-м оно получило статус лицея, а в 1994-м было преобразовано в индустриально-педагогический колледж, который с 1997 года стал называться Воронежским государственным промышленно-гуманитарным колледжем (ВГПГК).

В результате новых подходов стало возможным создание модели и организация подготовки специалиста, способного адекватно реагировать на потребности рынка и быть всесторонне развитой личностью, востребованной и конкурентоспособной, умеющей адаптироваться на рынке труда и менять профессиональную и образовательную траекторию.